Применение ралтегравира в качестве препарата постконтактной профилактики в случае профессионального контакта с ВИЧ

Во всех случаях профессиональных контактов с ВИЧ-инфицированной кровью, связанных с высоким риском развития инфекции, рекомендуется расширенный режим постконтактной профилактики (ПКП).

К таким случаям относятся контакты с большим объемом инфицированной жидкости, сопровождающиеся глубоким травмированием кожи, травмирование иглой, которая была в вене или артерии ВИЧ-инфицированного пациента, контакты с кровью с высокой вирусной нагрузкой ВИЧ.1-2 Особенно затруднительным бывает выбор режима ПКП, который был бы эффективен в случаях профессиональных контактов с вирусом, полирезистент-ным к антиретровирусным препаратам. Ралтегравир является первым представителем нового класса антиретровирусных средств — класса ингибиторов интегра-зы. Наданный моменттолько этот препарат одобрендля лечения пациентов, инфицированных полирезистент-ными штаммами ВИЧ, ранее получавших антиретровирусную терапию; при этом ралтегравир, как правило, хорошо переносится и имеет мало побочных эффектов. В настоящее время ведутся исследования по применению ралтегравира и у ВИЧ-инфицированных, ранее не получавших антиретровирусных препаратов.3 В литературе не описано случаев использования ралтегравира в качестве средства постконтактной профилактики, сообщений о побочных явлениях, связанных с этим препаратом, на телефон Национальной горячей линии по постконтактной профилактике медицинских работников, США (The National Clinicians’ Post-Exposure Prophylaxis Hotline) не поступало. Нами ралтегравир был включен в схему ПКП двоих сотрудников медицинского центра для бывших военнослужащих, округ Колумбия, контактировавших с зараженной резистентным штаммом вируса кровью при обстоятельствах, предполагавших высокий риск развития инфекции.

За 7-месячный период (с июля 2007 г. по январь 2008 г.) в нашем учреждении имели место 2 случая контакта персонала с кровью одного и того же пациента, инфицированного штаммом ВИЧ с мутациями полирезистентности в генах обратной транскриптазы и протеазы, что было определено с помощью систем генотипирова-ния ВИЧ-1 TRUGENE (Siemens Healthcare Diagnostics, США) и vircoTYPE (Virco Lab, Inc., США). В первом случае хирург-стажер (женщина) получила рану кисти скальпелем во время введения центрального венозного катетера. На тот момент вирусная нагрузка ВИЧ в крови пациента составляла 215 000 копий/мл. При исследовании генотипа и виртуального фенотипа вируса за 2 мес. до контакта были выявлены множественные мутации резистентности к аналогам тимидина, инсерци-онная мутация T69D, определявшая резистентность ко всем нуклеозидным ингибиторам обратной транскриптазы, мутация G190A, ответственная за резистентность ко всем ненуклеозидным ингибиторам обратной транскриптазы, множественные мутации резистентности к этравирину и мутации полирезистентности в гене, кодирующем протеазу, которые определяли устойчивость ко всем ингибиторам протеазы, включенным в тест. Поскольку на тот момент Управление по контролю за качеством пищевых продуктов и лекарственных средств США (US Food and Drug Administration — FDA) еще не одобрило ралтегравир для клинического применения, было получено разрешение компании Merck и этического комитета лечебного учреждения на его использование для ПКП в связи с особыми потребностями пациентки. Ралтегравир был включен в начальную схему лечения, в которую входили эмтрицитабин/тенофовир, атазанавир и ритонавир. Однако вскоре атазанавир и ритонавир пришлось отменить из-за тошноты и значительного повышения уровня билирубина в крови. Пациентка продолжала получать эмтрицитабин/тенофовир и ралтегравир на протяжении 28 дней, лечение переносила хорошо, побочных эффектов не возникало.

Во втором случае лаборант получил укол кисти капилляром, наполненным кровью того же самого ВИЧ-инфицированного пациента. Ему были назначены эмтрицитабин/тенофовир, ритонавир, дарунавир и ралтегравир; лаборант также хорошо переносил лечение, побочных эффектов не отмечено. На протяжении более 6 мес. после контактов с зараженной ВИЧ кровью ни у одного из сотрудников сероконверсии не произошло.

Ралтегравир хорошо переносился обоими пациентами, имевшими профессиональный контакт с кровью, зараженной полирезистентным штаммом ВИЧ. Благодаря принципиально новому механизму действия, быстрому и эффективному подавлению вируса и малочисленности побочных эффектов этот препарат был, по-видимому, оптимальным в этих 2 случаях.3-4 В опубликованной литературе до настоящего времени отсутствуют сведения в пользу применения ралтегравира для ПКП в повседневной практике, тяжелые токсические осложнения постконтактной профилактики невирапином напоминают нам о необходимости соблюдать меры предосторожности.5 Возможно, в будущем, в ходе накопления опыта использования ралтегравира, непрерывно расширяющегося после того, как препарат был одобрен FDA, а также данных по безопасности его применении у ВИЧ-инфицированных, ранее не получавших антиретровирусной терапии, включение ралтегравира в схему ПКП будет обосновано.

 

Контент сайта предназначен только для информационных и образовательных целей. Наш веб-сайт не предназначен для замены профессиональной медицинской консультации, диагностики или лечения.

Полезные ссылки

Связаться с нами

Россия

admin@medic-dok.ru