Физическая активность добавляет практически 10 лет жизни — Ученые

Выяснилось, что дамы, которые передвигались наименее 40 мин. в день и проводили большую часть суток в сидячем положении, оказались в среднем на 8-9 лет старше своего фактического возраста.

В результате исследуемые, сидевшие по 10-13 часов в день, имели теломеры, которые были короче нормы, что приводило к тому, что они становились на 9 лет старше в биологическом плане, чем их сверстницы из группы «активных». Доказано, что сидячий стиль жизни приводит к не менее быстрому старению клеток. Они защищают размножающиеся хромосомы от повреждения, но при любом делении клетки укорачиваются.

Физиологи установили, что изменение длины теломер зависит не только лишь от возраста, однако и от сложных биохимических процессов, вызванных стрессом, бедностью, депрессией и общим угнетенным состоянием человека.

Теломеры укорачиваются при любом делении клетки и так служат счетчиком числа клеточных делений. Клетки со очень маленькими теломерами уже не могут выполнять собственных функций и в конечном итоге гибнут. После определенного числа циклов деление клетки останавливается. Теломеры защищают ДНК от повреждений. Однако есть и защита для самих теломер — это фермент теломераза. Понятно, что по длине теломеров можно сказать о скорости старения человека. Они сделали это открытие, следя за здоровьем практически полутора тыс. престарелых женщин в возрасте от 64 до 95 лет. Им были выданы особые браслеты, которые фиксировали, сколько часов в день они передвигались и сидели. Потом при помощи генетического анализа измеряли длину теломер.

В опыте принимали участи 1,5 тыс. пенсионеров, которые проводили в сидячем положении более 10 часов в день и расходовали на физическую активность наименее 40 минут. Таким образом, теломеры могут служить своеобразным счетчиком реального физического возраста человека. Единое условие при всем этом - занятия должны быть регулярными. «Тут важно поговорить с врачом», — говорит ведущий автор исследования доктор Алладин Шадиаб (Aladdin Shadyab). Статья с результатами работы размещена в журнале American Journal of Epidemiology.

Ученые назвали причины преждевременного старения женщин